МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
victory
eyeicon версия для слабовидящих

«Многие люди моего поколения хотят заниматься наукой!»

Уже несколько лет в стране действует Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет». Это система  профессиональной подготовки молодых специалистов в области изучения мирового океана и климата. На этапе Зимней школы студенты и аспиранты российских вузов посещают научные центры в разных регионах, где для них проводят лекционные занятия, знакомят с актуальными направлениями исследований, фундаментальными и прикладными задачами, которые решают передовые научные коллективы. Зимняя школа – первый шаг к тому, чтобы войти в состав одного из экспедиционных отрядов «Плавучего университета» и получить реальный исследовательский опыт в морских экспедициях под руководством опытных учёных. 

 

В этом году Архангельск наряду с другими городами России в очередной раз принимал Зимнюю школу. В Северный (Арктический) федеральный университет приехали 30 студентов и аспирантов из 13 городов России. Молодые исследователи проходили обучающий курс по двум тематическим направлениям (трекам) «МикроБиотех в Арктике» и «Загрязнители арктического региона: виды, источники, способы исследования», а также посетили лаборатории ФИЦКИА УрО РАН. 

 

«Плавучий университет» можно назвать стартовой площадкой для научной карьеры. И вот один из свежих примеров. Студентка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Софья Музыка недавно стала сотрудницей лаборатории экологической радиологии Лавёровского центра в Архангельске. Трудоустройство произошло благодаря участию в экспедиционном рейсе «Арктического плавучего университета-2025». Ровно год назад девушка прошла обучение в такой же Зимней школе. 

 

– Софья, вы являетесь студенткой бакалавриата МГУ, но уже успели побывать в арктической экспедиции. А сами вы из научной семьи? 


– Нет, моя семья далека от науки. Я родилась в Москве, а родители переехали в столицу из степей, из города Камышина (Волгоградская область). Поступила я вуз на факультет почвоведения по направлению «Экология и природопользование» по результатам Ломоносовской олимпиады (прим. авт.: факультет проводит олимпиады «Ломоносов» по экологии, победители и призёры которых получают возможность поступить в бакалавриат без вступительных испытаний). Поступала я целенаправленно именно на экологию. А на факультете есть кафедра радиоэкологии и экотоксикологии, где мне очень понравилось. 

 

– А чем именно понравилось? 

 

– У нас был целый курс радиоэкологии для всех экологов, лабораторные работы, практикумы. Мы изучали дозиметрию и приборы. Мало кто работает в этой сфере, а изучать её очень интересно. Экология – комплексная наука. А радиоэкология – ещё более комплексная, здесь ещё больше физики и химии. И радиация – необычное и любопытное явление. 


– Как вы стали участницей Зимней школы Плавучего университета? 

 

– Моя подруга ранее была участницей «Плавучего университета». И она мне сказала: «Попробуй себя». Я попробовала: заявилась, приехала в Архангельск год назад на Зимнюю школу. Потом нужно было написать мотивационное письмо и пройти этап собеседований. И тогда я познакомилась с Евгением Юрьевичем Яковлевым, заведующим лабораторией экологической радиологии ФИЦКИА УрО РАН, который был наставником на «Арктическом плавучем университете». 

 

Сейчас я понимаю, что мне повезло в том плане, что учёные-наставники выбирают людей под исследовательские задачи. Наверное, помогло, что я с факультета почвоведения, где учат копать разрезы. Это стало важной частью  работы, которой мне нужно было заниматься в экспедиции. А моя коллега из ДВФУ, работавшая вместе со мной, занималась их полевым описанием, а также донными осадками.

 
– И сейчас вы работаете с этими пробами в лаборатории? 

 

– Да, с октября 2025 года я нахожусь на стажировке в Архангельске. Это для меня уникальная возможность обучиться методике и поработать в лаборатории. В университете в Москве я занимаюсь другими задачами, связанными с расчётами зависимости биомассы микроорганизмов от радиационного и токсикологического воздействия. 

 

    

 

– В Арктике тяжело было? 


– В целом всё хорошо прошло. И условия были, если так можно выразиться, не самыми полевыми. Шторм – ничего страшного: «Профессор Молчанов» – это не парусник или лодочка, а большое научно-исследовательское судно. А до экспедиции не думаешь о каких-то рисках. 

 

Самым сложным, пожалуй, были высадки. Потому что они проходили в ночь. До пяти-шести часов утра нужно было физически потрудиться. А поскольку  работали мы в период белых ночей, то не зависели от времени суток в плане освещения. Пока была хорошая погода – мы высаживались. По большому счёту нам повезло: команда высадилась на шесть островов.  

 

– Софья, вы чем-нибудь увлекаетесь помимо науки? 


– Я немного флорист и графический дизайнер. Занимаюсь репетиторством  по математике с детьми. 


–  Как вы считаете, стоит ли сейчас молодёжи идти в науку? 

 

– На мой взгляд, наука сейчас на подъёме. Я считаю, что у молодых исследователей сейчас много возможностей. Очень многие люди моего поколения хотят заниматься наукой. Классно видеть много заинтересованных в научном развитии молодых людей.